Версия сайта для слабовидящих

Першина Е.И.- заместитель директора по научно-методической работе

                     Урок обобщающего повторения в 6-ом классе.
                           «Карта – альфа и омега географии»

Задачи:
содействие более эффективному усвоению изучаемого материала; формирование у учащихся умения работать в команде; создание вокруг ребенка игровой ситуации, способствующей разрешению его эмоциональных и коммукативных проблем, решению задач его личностного роста.
Подготовка к игре. Класс заранее разбивается на 5 равных по силе команд.
Команды получают задание:
1) Придумать название и девиз команды;
2) Выполнить домашнее задание: написать и красочно оформить сочинение – проект «Карта – памятники культуры».
Вопросы к команде 1:
1. Можно ли выбрать меридиан для совершения самого длинного кругосветного путешествия?
2. Какое направление показывают параллели?
3. Что изображают на физических картах?
4. Где проходит граница между северным и южным полушарием?
5. В каких полушариях находится Африка?
Вопросы к команде 2:
1. Есть ли на Земле материк, который пересекают все меридианы?
2. Какое направление показывают меридианы?
3. Что изображают на политических картах?
4. Где проходит граница между восточным и западным полушарием?
5. В каких полушариях находится Южная Америка?
Вопросы к команде 3:
1. Есть ли на Земле океан, который пересекают все меридианы?
2. Назовите самую длинную параллель.
3. Как называются линии на карте, соединяющие точки с одинаковой высотой от уровня моря?
4. Можно ли совершить кругосветное путешествие и вернуться в точку отправления, двигаясь все время по параллели?
5. Есть ли на Земле точка с координатами 00 ш. и 00 д. Где она находится?
Вопросы к команде 4:
1. В какой точке «встречаются все меридианы?
2. Что можно назвать адресом любой точки на поверхности Земли?
3. Откуда идет название «атлас»?
4. Какова длина экватора?
5. В каких полушариях находится Северная Америка?
Вопросы к команде 5:
1. Угол между направлением на север и направлением на предмет.
2. Чему равен 1 нулевого меридиана?
3. В каких полушариях находится Евразия?
4. О чем расскажет легенда карты?
5. Какова длина меридиана?
Конкурс II –«служба спасения»
Учитель: Наши команды превращаются в команды спасателей, а жюри – в диспечерский пункт планетарной службы спасения. В диспечерский  пункт поступили сообщения от попавших в опасные ситуации и терпевших бедствие людей. В каждом сообщении содержатся лишь координаты места, в котором сложилась чрезвычайная ситуация, произошло стихийное бедствие.
Вот они – (учитель раздает карточки с координатами):
I к. 35° с.ш. и 16° в.д.
63° с.ш. и 79°в.д.
II к. 19°с.ш. и 98° з.д.
38° с.ш. и 143° в.д.
III к. 78°с.ш. и 126° в.д.
42° с.ш. и 46° в.д.
IV к. 4к. 30° ю.ш. и 130° в.д.
44° с.ш. и 50° в.д.
V к. 18° с.ш. и 18° в.д.
46° ю.ш. и 71° з.д.
Команда должна определить по координатам район, в котором находятся терпящие бедствие люди, и сказать какое из перечисленных стихийных бедствий произошло в этом районе Земного шара:
Запись на доске
1) Цунами
2) Шторм на морен
3) Извержение вулкана
4) Лесной пожар
5) Песчаная буря
6) Оползень в горах
7) Увязание в болоте
8) Снежная лавина
9) Вмерзание судна в лед.
Конкурс III - «Широта и долгота – два неразлучных брата – близнеца».
Учитель: Знаете ли вы, что широта и долгота возникли в глубокой древности при описании размеров Средиземного моря. Его протяженность с запада на восток в 2 раза больше, чем с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток, соответствующее длине моря, стали называть долготой, а расстояние с севера на юг, соответствующее ширине, - широтой. Географические координаты ввел древнегреческий ученый – астроном Гиппарх. От каждой команды вызывается по 4 человека. Один – «северная широта», второй – «южная широта», третий – «восточная долгота», четвертый - «западная долгота». Игроки выстраиваются в шеренгу. Учитель называет географический объект, участники вспоминают, где он находится. Затем спиной к классу поворачиваются те участники, которые не представляют широты и долготы этого объекта.
1 к. - Мадагаскар
2 к. - Австралия
3 к. - о. Сахалин
4 к. - г. Эверест
5 к. - г. Эльбрус
Конкурс IV – «По следам знаменитых писателей и не менее знаменитых их романов».
Учитель: У Марка Твена есть повесть «Том Сойер за границей». В нем описан спор Тома и его друга Гека Финна во время полета на воздушном шаре. Друзья пролетают над Африкой, и Том говорит, что видит на Земле длинную ленту, которая тянется по песку, но не может разобрать, что это такое.
- Ну вот,- заявляет знаток карты Гек Финн,- теперь ты, может, и узнаешь, где находится наш шар. Ведь это наверняка одна из тех линий, что нарисованы на карте. Те самые, которые называются меридианами. Стоит только нам опуститься вниз и посмотреть, какой у нее номер и ….
- Ох и болван же ты, Гек Финн! Ты что же думаешь, меридианы протянуты по Земле?
- Том Сойер, они нарисованы на карте,- ты это отлично знаешь; вот они – возьми сам и посмотри.
- Разумеется, они нарисованы на карте, но это ничего не значит, - на Земле их нет! Каждой команде дается конкретная задача:
1 команде: Герои романа Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух с острова Занзибар – 6° ю.ш. и 39° в.д. и достигли 17° с.ш. и 14° з.д., где шар упал в воду.
1. Отметьте на контурной карте 2 точки с заданными координатами.
2. Укажите направление полета.
3. Вычислите расстояние которое преодолели путешественники.
2 команде: Герои романа Жюля Верна «Таинственный остров» отправились в путешествие на воздушном шаре из города Ричморд (США) – 38° с.ш. и 78° з.д. Унесенные ураганом, они оказались на необитаемом острове, который назвали островом Линкольна – 35° ю.ш. и 150°з.д.
3 команде: Известный норвежский путешественник Тур Хейердал совершил плавание на папирусной лодке «Ра» из порта Сафи – 33° с.ш. и 8°з.д. до острова Барбадос 18°с.ш. и 59°з.д.
4 команде: Капитан Немо начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам под 34° с.ш. и 139° в.д. через несколько недель он добрался до знаменитых на весь мир рифов в точке с координатами 18° ю.ш. и 151° в.д.
5 команде: Шхуна «Пилигрим» находилась под 440 ю.ш. и 1650 долготы к западу от Гринвича. Далее путь пятнадцатилетнего капитана лежал на север, но сильнейшая буря сбила с пути героя и он оказался на необитаемом острове с координатами 23° с.ш., 135°з.д.
 
 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ

торжественного открытия школьного научного общества

«КИТ: Культура, Интеллект, Творчество»

 

Место проведения: МБОУ СОШ № 73, актовый зал

Время проведения: 28 ноября 2013 года, 13 час. 20 мин.

Зал украшен шарами, на заднике: эмблема ШНО, слова «Школьное научное общество», «КИТ: Культура. Интеллект. Творчество»

На сцене 2 ведущих, одетых в одежду глашатай. 

Глашатай 1: Слушайте! Слушайте!

Глашатай 2: Слушайте и запоминайте!

Глашатай 1: Ой, ты гой еси, весь честной народ, собирайтесь,  добры молодцы, да красны девицы! Нынче в царстве-государстве  Краснодарском, княжестве удельном Карасунском, в школьном граде 73 –м, состоится зрелище не бывалое, никогда ранее  невиданное!

Глашатай 2: 1 сентября сего года 2013, на 30-м году жизни,  в школьном граде 73-м, по величайшему настоянию свет Натальи Григорьевны родилось…

Глашатай  1: Содружество!

Глашатай 2: Ассоциация!

Глашатай 1:Альянс! 

Глашатай 2: Союз!

Глашатай 1: Общество!

Глашатай 2: Школьное научное общество «КИТ»!

Глашатай 1: Культура! Интеллект! Творчество!

Глашатай 2: Культура – это стремление к благозвучию и свету, к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают  и говорят…

Глашатай 1: Культура основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства.

Глашатай 2: Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека. Разум, уровень умственного развития.

Глашатай 1: Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.

Глашатай 2: Творчество предназначается для того, чтобы красота земли, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце.

Глашатай 1:

Будем как солнце!

Забудем о том,

Кто нас ведет по пути золотому,

Будем лишь помнить, что вечно к иному,

К новому, сильному, к  доброму, к злому,

Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному

В нашем хотенье земном!

Танец в исполнении ансамбля «Мечта»

Глашатай 1: Мы рады приветствовать сегодня всё ученое собрание! А увидите вы достойных и увенчанных лаврами отроков царства Краснодарского, княжества удельного Карасунского,  вольного школьного града 73-го, носящими гордое звание членов Школьного научного общества «КИТ». Всех тех юных отроков, которые сами, по своей доброй волюшке, согласились приобщиться к великой госпоже – науке!

Глашатай 2: Что значит, быть членом Школьного научного общества?

 Глашатай 1: Быть членом ШНО – это значит уметь копать глубже, смотреть дальше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Глашатай 2: Внимание! Внимание! Внимание!

Глашатай 1:Трубите горны! Бейте барабаны!

Глашатай 2: Сообщаем не откладывая! На наше зрелище небывалое прибыла со своей свитой ее высочество градоначальница вольного школьного града 73 –го. Свет Наталья Григорьевна. Приветствуем!

Градоначальница: Приветствую всё ученое собрание!

Я пришла, чтобы выбрать подданных в мою свиту: вычислителей, экспериментаторов, теоретиков, исследователей, мыслителей, искусных во многих делах. Но сначала я хочу познакомиться с вами, достопочтенное собрание. Главный министр-магистр!

Главный министр-магистр: Ваше высочество, градоначальница школьного града 73 –го! Каждый из этих отроков является сыном Отечества – великого государства Российского, а держава наша нуждается в умных головах, умелых руках и чистых сердцах!

(показывает на ребят).  Этим отрокам предстоит делать великие открытия в науке, раскрывать тайны неопознанного,  идти шагами семимильными. Для этого им нужно иметь сердце горячее, ум холодный, взгляд ясный.

Глашатай 2:

Твой взгляд – да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты –

И ты увидишь: мир прекрасен.

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

Пускай же все пройдет неспешно,

Что в мире свято, что в нем грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума. 

Главный министр-магистр: Велю всем отрокам о себе рассказывать, да себя показывать. Министр – магистр математики, представь свою команду. 

(на сцену поднимаются представители секции математики)

Министр – магистр математики:

Да я, Министр – магистр математики, со всей ответственностью заявляю:

Геометрия и алгебра –

Вот науки из наук.

Без познанья математики,

Впрочем, и без информатики,

Не прожить ни дня, мой друг.

( идет презентация секции математики. Затем вручаются удостоверения члена ШНО).

Главный министр-магистр: министр – магистр географии, биологии!

Министр – магистр географии, биологии:

Я, министр – магистр географии, биологии, смело заверяю сие собрание:

Как опыляются цветочки на поляне,

Как много на планете Н2О,

И можно ли открыть свой остров в океане

И по звездам уйти далеко-далеко.

И это, и многое другое, друзья,

Узнать вам помогут география и биология, ура!

Идет презентация секции географии:

За эти годы к пику высоты

Все вместе постараемся подняться.

К вершине труден путь:

Вперед идти,

Не оступиться, в пропасть не сорваться,

Если устанем – сделаем привал,

Инструкторов послушаем советы,

И вновь вперед, за новый перевал,

Закаты провожать, встречать рассветы.

Но мы не можем, как Высоцкий пел,

Прогнать того, кто вдруг раскис, сломался.

Должны помочь ему познать себя,

В себя поверить, самореализоваться,

Не станем в гору мы тянуть багаж всех знаний,

Что получены когда-то,

Важнее нам уметь их применять,

 Решать проблемы и достигнуть результата

Министр-магистр истории: министр – магистр истории, представь своих отроков!

Министр – магистр истории:

Храм истории - науки двери настежь отворяет,

И врывается оттуда пыль времен и даль веков.

Лица, даты и события, и великие открытия

Возвещают о великом для своих учеников.

( идет презентация секции истории. Затем вручаются удостоверения члена ШНО).

Главный министр-магистр: министр – магистр психологии!

Главный министр-магистр: министр – магистр словесности!

Министр – магистр словесности:

Я, Министр – магистр словесности,

Объявляю обществу,

Что здесь – источник вдохновения,

Стихов блистательный полет,

И сердца жар, и юности стремленье…

Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Главный министр-магистр: министр – магистр иностранных языков!

Министр – магистр иностранных языков:

В секцию нашу не идем мы, а бежим.

Как без знания языков в 21 веке жить?

Пусть известно будет миру, что его мы покорим.

По-английски и по-французски мы об этом говорим.

Градоначальница: Вижу я, что собрались здесь люди жаждущие, готовые покорять вершины заоблачные, раскрывать тайны вселенские. А посему объявляю посвящение. (Подает глашатаю свиток.)

Глашатай 1: (читает). Указ по царству-государству  Краснодарскому, княжеству удельному Карасунскому, школьному граду 73–му от месяца ноября, числа 28, года 2013.

 Мы,  градоначальница вольного школьного града 73 –го, данной Нам властью посвящаем в рыцари науки и зачисляем в Нашу свиту славных и достойных отроков и девиц, носящих гордое звание членов Школьного научного общества «КИТ».  

Повелеваем нести гордо звание члена школьного научного общества, в баталиях научных себя показывать и учёность свою проявлять.

Градоначальница школьного града 73 –го,

Мелоян Наталья Григорьевна

 ( все участники встают).

Приготовиться к принятию присяги. 

Глашатай 2: (читает присягу). Торжественно клянусь быть верным рыцарем ее Величества Науки Точной, Естественной, Гуманитарной и Общественной. (Члены ШНО хором отвечают «Клянусь!»). 

Пламенно отстаивать истину, потому что она существует, а не потому, что она моя. Клянусь!

(Члены ШНО:  «Клянусь!»)

Утверждать вечное движение материи, но не изобретать вечных двигателей! Клянусь!

(Члены ШНО:  «Клянусь!»)

Не идти в науку натощак и в одиночку, а также не двигать её назад и в стороны. Клянусь!

(Члены ШНО:  «Клянусь!»)

Не щадя головы своей биться за истину с юмором, против мрака невежества, где бы я ни находился: на земле, в воздухе или в растворе. Клянусь!

(Члены ШНО:  «Клянусь!»)

Праздник заканчивается исполнением Гимна Гаудеамус