Версия сайта для слабовидящих

Левчук М.Ю.

 

Урок по изобразительному искусству по теме:
 «Знакомство с искусством художественной росписи ткани».
 
Левчук Марина Юрьевна, учитель ИЗО и МХК
 МОУ СОШ № 73, г. Краснодара.
 
Тип урока: объяснительно-иллюстративный.
 
Цели и задачи:
 
- познакомить учащихся с традиционными способами окраски тканей, историей развития;
- воспитывать эстетическое восприятие искусства художественной росписи ткани;
- формировать у учащихся потребности  включения  в творческую деятельность;
- развивать творческое воображение;
- создавать условия для получения практических навыков в технике батика.
 
Оборудование:
 
I . Для учителя – проектор, монитор, процессор, компьютер, экран. набор слайдов с видами батика, ДВД диск с образцами работ по батику,  коллекция  работ, выполненных в технике «батика», работы учащихся прошлых лет.
 
II. Для учащихся -  набор акриловых красителей по ткани, кисти, рамка  и ткань для росписи.
 
План урока.
 

       I.       Организационная часть (3 мин.).

 

       II.     Объяснение нового материала (17мин.)

 
    1. Беседа об истории развития батика.
    2. Виды батика:
а)   холодный батик;
б)   горячий батик;
в)   свободная роспись;
г)   узелковый батик
 
III.     Самостоятельная работа (15 мин.).
IV.   Анализ урока (3 мин.).
V.         Итог урока (2 мин.).
 
       Ход урока
 
I.                    Организационный момент.
 
Эмоциональный настрой коллектива.
Проверка степени готовности.
 
 
II.                 Объяснение нового материала.
 
Слово учителя: тема нашего урока - «Знакомство с искусством художественной росписи ткани».
 Ручная роспись является разновидностью художественного текстиля, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства.
Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней.
 
История батика.  лайд 1).
 
Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии. Название этого искусства происходит от местного слова «анбатик» - рисовать, писать.
Образец индонезийского батика представлены  на слайде 2
В древности батик был распространен и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана».
 Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его    окраски.  (слайды 3-4).
 Техника «лацзе» -      в    переводе      «узоры            воском»    -   очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки неокрашенной ткани. Такая роспись могла быть многоцветной.
 В Японии,  куда батик по мнению ученых, попал из Индии или Китая,
онназывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с
собственным культурным      наследием, создали изумительные по красоте произведения        с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. (слайд 5).
Благодаря голландцам, которые вначале 17 века проникли в Индонезию, батик попал в Европу. Европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей.
        Батик в России.   (слайд 6).
      В России батик появился примерно в 20-е годы XX века. Мода времен нэпа обусловила значительный спрос на роскошные шелковые шали с изысканным орнаментом в   восточном стиле.
    Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются  вРоссии бурным развитием этого вида искусства, открытием новых направлений в технике и появлением ярких имен.
Целый ряд ярких, самобытных авторов внесли   свой вклад в искусство батика:
       Сергей Давыдов, Надежда Голубцова, Александр Талаев, Юрий Булычев, Татьяна Шихирева, Лариса Наумкина, Виктория Кравченко. Работы этих художников представлены на слайдах 7-15.
    
Виды батика.   (слайд – 16).  
Ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: так называемого холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей   и узелкового батика. Каждый из них имеет свои особенности.  
При холодном батики резервирующую смесь «резерв» наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура краскам расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четки характер и количество красок, которые при этом используют, ограниченно.
Образцы работ в технике холодного батика представлены на слайдах 17-18.
Классическая техника горячего батика (слайд 19) - это многократное покрытие ткани расплавленным воском и ее погружение в краску.
     Резервирование отдельных участков ткани в горячем батике осуществляется горячим резервом, в основе которого лежит воск парафин. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательные, рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм.
     Рисунки горячего батика менее графичны, наблюдаются переход: тонов - они более живописны.
     Образцы работ в технике горячего батика представлены на слайдах 20-21.
 
     Следующий способ ручной росписи ткани – свободная роспись (слайд 22). Оформление ткани в технике свободной росписи – наиболее творческий   процесс:   при этом способе шаблоны почти не применяются. Суть данного метода заключается в том, что способность краски в большей или меньшей степени растекаться по ткани используется как художественный прием , благодаря чему рисунки имеют живописный характер.
      Известно несколько способов этой росписи.   Рисунки   на ткани при этом   методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка   может иногда исполняться при помощи резерва.
      Краски можно накладывать непосредственно на сырой шелк – техника по «сырому», грунтованный шелк, также можно добавлять загуститель в краски.
      Образцы работ в технике   свободной росписи представлены на слайдах 23-24.
       Узелковый батик (слайд 25) – это не роспись ткани, а ее крашение. Однако гладкокрашенные ткани получают одноцветную окраску, а разноцветные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания   отдельных участков тканей узелками.
       Этот   способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих    странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии   он называется «бандана», а в Японии «тибари».
      Суть состоит в том, что перед крашением ткань   по предварительно продуманной схеме   складывают определенным   способом   и   перевязывают   прочными нитками. После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень   интересные и неожиданные рисунки.
     Образцы работ в технике   узелкового батика   представлены на слайдах 26-28.
 
III.               Самостоятельная работа (слайд 29).
 
     Задание:
-          выполнить упражнение в технике свободная   роспись ткани.
      Ход работы:
1)      на   небольшие    пяльцы натянуть сухую шелковую ткань и выполнить по ней свободную прописку;
2)      работу выполнять   мягкими кистями или ватными тампонами.
 
      Задача   этого упражнения   состоит в том, чтобы узнать   насколько сильно растекается краска и   как цветовой тон слабеет при высыхании.
 
IV.              Анализ урока.
 
Анализ результатов работ учащихся проводится по двум направлениям:
 
  1. Выразительность и цветовое решение продуманной композиции.
  2. Аккуратность   в выполнении работы.
 
 
V.                 Итог урока.
 
  1. Какие новые знания получили на уроке?
  2. Какие трудности испытали?
  3. Где будете применять новые знания?
 
 
 
       Презентация в виде слайдов представлена в  приложении PowerPoint   «Знакомство с искусством художественной росписи ткани».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Перечень рекомендуемой литературы:
1. Гильман  Р.А.   Художественная роспись тканей: Учебное   пособие для высших учебных заведений. - М., ГИЦ «ВЛАДОС», 2004 г.
2.             Синеглазова М.О. Батик . - М: Изд.Дом МСП, 2004г.
3.             С. Давыдов Батик: Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-П КНИГА. - 2009г.
4.             Ю. Давыдова Роспись по шелку. - Ростов н/Д:- Феникс, 2006г.
5.             Литература и искусство: Универсальная энциклопедия для школы /Сост. А.А.Воротников; Художник А.А. Щуплецов. - Мн.: ТОО "Харсвет", 1996 г.
6.             Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткань. - Ростов-на-Дону, 2000.
7.             Гильман  Р.А "Художественная роспись тканей" Москва  "Владос", 2003 г.
8.             Давыдов СП. "Батик" М. АСТ - Пресс Книга,  2005 г.
9.             П.П. Жемчугова «Иллюстративный словарик школьника» ДПИ Санкт-Петербург, 2006г. Издательский дом литература.
     10. Ю.Дворкина И.А.Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: ОАО
Издательство "Радуга", 2000 г.
     11. Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. - Омск, 1993 г.
     12. Масалова Е.В. "Батик в интерьере". Ростов-на-Дону "Феникс" 2005 г.
     13. Программа. Основы народного и декоративного- прикладного искусства. Для школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы) / научный рук. Шпикалова Т.Я. - М., 1997г.
     14.Синеглазова М.А, Распишем ткань сами. - М.: Профиздат, 2000 г.
 
 
 
 
 
 
 

 

Прикрепленный файлРазмер
Презентация.ppt1.64 Мб